ЧИН ИСПОВЕДИ (по русски)

ЧИН ИСПОВЕДИ (по русски)

 

Подводит духовный отец желающего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа и творит начало:

 

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Священник: Ибо Твое есть Царство: Аминь.

Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; / совершенно омой меня от беззакония моего, / и от греха моего очисти меня. / Ибо беззаконие моё я знаю, / и грех мой всегда предо мною. / Тебе, Единому, я согрешил / и злое пред Тобою сотворил, – / да будешь оправдан в словах Твоих / и победишь, если вступят с Тобою в суд. / Ибо вот, я в беззакониях зачат, / и во грехах родила меня мать моя. / Ибо вот, Ты истину возлюбил, / сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. / Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; / омоешь меня – и сделаюсь белее снега, / дашь мне услышать радость и веселие – / возрадуются кости униженные. / Отврати лицо Твоё от грехов моих / и все беззакония мои изгладь. / Сердце чистое сотвори во мне, Боже, / и Дух Правый обнови внутри меня. / Не отринь меня от лица Твоего / и Духа Твоего Святого не отними от меня. / Возврати мне радость спасения Твоего / и Духом Владычественным утверди меня. / Научу беззаконных путям Твоим, / и нечестивые к Тебе обратятся. / Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, / возрадуется язык мой правде Твоей. / Господи, Ты откроешь уста мои, / и уста мои возвестят хвалу Твою. / Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – / к всесожжениям не будешь благоволить. / Жертва Богу – дух сокрушённый, / сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. / Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, / и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – / тогда примешь благосклонно жертву правды, / возношение и всесожжения, / тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Тропари покаянные, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, / ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших: / но воззри и ныне, как Милосердный, / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты – Бог наш и мы – Твой народ; / все мы – дело рук Твоих, / и имя Твоё призываем.

И ныне: Милосердия врата отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты – спасение рода христианского.

Затем: Господи, помилуй. (40)

Священник: Господу помолимся.

Молитва 1

Боже, Спаситель наш, Ты, через пророка Твоего Нафана покаявшемуся в своих согрешениях Давиду прощение даровавший и покаянную молитву Манассии принявший! Сам и раба Твоего [или рабу Твою ] (имя) , кающегося [или кающуюся ] в совершённых им [или ею ] согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием, не взирая на всё, им [или ей ] соделанное, отпуская неправды и покрыв беззакония. Ибо Ты сказал, Господи: “Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив”, и что до семижды семидесяти раз должно прощать грехи, потому что величие Твоё беспримерно и милость Твоя безмерна; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то, Господи, кто устоит?

Ибо Ты – Бог кающихся, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Священник: Господу помолимся.

Молитва 2

Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Пастырь и Агнец, подъемлющий грех мира, долг простивший двум должникам и грешнице даровавший отпущение грехов её! Сам, Владыка, ослабь, отпусти, прости грехи, беззакония, согрешения вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, через преступление и ослушание этими рабами Твоими. И если они, как люди, в плоть облечённые и в мире живущие, обольщены были диаволом в слове ли или в деле, сознательно или по неведению; или слово священника нарушили, или оказались под священническим отлучением, или под собственное отлучение подпали, или под клятву были подведены, Ты Сам, как Благой и Незлобивый Владыка, этих рабов Твоих словом разрешить благоволи, прощая им и их собственное отлучение, и клятву по великой Твоей милости. Так, Владыка, человеколюбивый Господи, услышь нас, молящихся Твоей благости об этих рабах Твоих, и презри, как многомилостивый, все согрешения их, избавь их от вечной муки. Ибо Ты сказал, Владыка: “Что бы вы ни связали на земле, будет связано на небесах, и что бы вы ни разрешили на земле, будет разрешено на небесах”.

Ибо Ты – один безгрешный, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Затем обращается к нему:

Наставление

Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не уклоняясь, открой всё, что соделал ты, – и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним всё, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадёшь в двойной грех. Итак, будь внимателен, – ибо ты пришёл в лечебницу – чтобы не уйти тебе не исцелённым.

И затем со вниманием задает ему [или ей] вопросы один за другим и ждет, пока он [или она] не ответит на каждый вопрос.

И по окончании исповеди говорит ему:

Завещание

От всего этого отныне ты должен блюстись, ибо крестишься вторым крещением в этом таинстве христианском, и да положишь с Божией помощью доброе начало. И даже не помышляй о возвращении к прежнему, чтобы не стать посмешищем для людей: ведь поступать так не подобает христианам. Но честно, и право, и благоговейно пожить да поможет тебе Бог Своею благодатию.

И после этих слов, и тщательного испытания, когда кающийся все о себе без стыда откроет, священник говорит ему: Поклонись.

И преклоняет голову исповедующийся, духовный же отец произносит следующую молитву:

Господу помолимся.

Молитва после исповедания

Господи, Боже спасения рабов Твоих, милостивый, и щедрый, и долготерпеливый, сожалеющий о наших беззакониях, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и жил; Сам и ныне умилосердись над рабом Твоим (имя) , и дай ему образ покаяния, прощение и отпущение грехов, прощая ему всякое согрешение, как вольное, так и невольное, примири и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым принадлежит Тебе мощь и великолепие ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

После же молитвы иерей разрешает кающегося, лежащего ниц, произнося следующие слова – совершение святого Таинства Покаяния.

Молитва разрешительная

Господь и Бог наш, Иисус Христос, по благодати и щедротам Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя) , все согрешения твои, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В конце же разрешительной молитвы иерей осеняет голову кающегося крестным знамением.

Затем: Достойно есть: Слава, и ныне: и отпуст.

Тогда назначает ему канон [епитимию] соответственно согрешениям его. И если он совершил многие грехи, назначает ему канон наибольший, то есть [положенный за грех, влекущий за собою отлучение от причастия] на самое большое число лет, и по истечении их и все другие [его грехи] разрешаются.

И говорит ему:

Чадо, божественные и священные законы повелевают тебе столько-то лет не причащаться святых таин, а только пить Великую Агиасму (воду, освященную в праздник Богоявления) . И если ты воздержишься от Божественного причастия, разрешатся грехи твои. Если же приступишь и приобщишься, то будешь вторым Иудой. Если же впадешь в смертельный недуг, то причастишься. Но если выздоровеешь, снова продолжи назначенные тебе годы [покаяния] и прибавь соразмерно и иной канон [епитимию] за [преждевременное] причащение, чтобы и ее исполнить, и так завершить свою меру.

Молитва над разрешаемым от запрещения

Милосердный Господи, благой и человеколюбивый, по состраданию Своему пославший в мир единородного Твоего Сына, да расторгнет бывшее против нас рукописание согрешений, и разрешит узы связанных грехом и провозгласит пленным отпущение. Ты, Владыка, и раба Твоего [или рабу Твою ] (имя) по Своей благости освободи от лежащих на нем [или на ней ] уз и дай ему [или ей ] во всякое время и на всяком месте без греха приступать к Твоему Величию и с дерзновением и чистою совестью просить у Тебя обильной милости.

Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Имей в виду и следующее:

С того времени, когда оставит человек грех, он и принимает епитимию, по 39 правилу Василия Великого. А пока творит грех, то хотя он и не причащается, не вменяется ему.