Город Генуя, столица Лигурии, и по характеру, и внешне вполне соответствует той земле, на которой был рожден. В нем ошеломляюще естественно сочетаются грубоватая простота портового города с заносчивым аристократизмом королевской резиденции.
Морской характер Генуи проявляется абсолютно во всем. Даже Королевский дворец своим главным фасадом ориентирован на бессонный муравейник портовой гавани. Должно быть, для генуэзских монархов не было удовольствия выше, чем, проснувшись под скрежет лебедок и грубые крики грузчиков в порту, полюбоваться ржавыми якорями или вдохнуть неистребимый “аромат” рыболовных сетей.
Да и с чего бы Генуе быть иной – этот город до сих пор остается самым большим портом в Италии и одним из крупнейших на Средиземноморье. Так было и эпоху Возрождения, и в Средние века, и в Римско-императорские времена…
Даже когда самого города еще не было – порт (скорее причал) уже был. Генуя, как замковый камень, венчает арку Лигурийского моря, являясь точкой отсчета двух Лигурийских ривьер – ривьеры ди Поненте (на западе) и ривьеры ди Леванте (на востоке).
Богатая невеста
Столицу Лигурии не назовешь “Золушкой”, которая прозябала на задворках истории, забытая Богом и людьми, а потом вдруг стала прекрасной принцессой. Редкое столетие проходило без того, чтобы очередной заморский принц или коварный пират не предъявил претензии на ее руку и сердце. Первыми на удобную морскую бухту обратили внимание древние финикияне, отдав должное удачному торгово-коммерческому расположению приморского поселка. Затем это место прибрали к рукам вездесущие римляне. Правда, финикийский царь Ганнибал пытался отстоять территориальное право первенства, предприняв в 205 г. до н.э. решительный штурм города. Всем хорошо известно, чем закончился трехчастный сериал Пунических войн, так что после падения Карфагена Генуя стала всецело принадлежать Римскому государству. Римляне неплохо заботились о процветании своих периферийных владений. С началом новой эры после Рождества Христова для портового города наступил достаточного долгий период рассвета. После падения Западной римской империи Генуя, можно сказать, пошла по рукам. Сначала ее захватили остготы, потом византийцы, следом появился Карл Великий и завоевал сердце Лигурии (заодно с Ломбардией). Видимо, намерения у императора Карла были достаточно серьезные, т.к. в 774 г. он провозгласил Геную главным городом графства.
Несмотря на солидное положение, Лигурийская красавица сохранила независимый характер, чем, безусловно, привлекала различных иноземных соискателей удачи. В качестве примера можно привести настойчивые притязания пиратов-сарацинов. В конце концов, в 958 г. тогдашний король Италии Беренгарио II дал строптивой даме развод, т.е. признал независимость Генуи.
Получив вожделенную свободу, Генуя принялась сама устраивать собственную судьбу. Сначала в 1016 г. была повержена Сардиния, затем последовала вереница достаточно успешных Крестовых походов, в результате которых Лигурийская дама окрепла настолько, что дерзнула бросить вызов самому Фридриху Барбароссе. Приняв участие в 16-ти походах за дело Христово, Генуя стала обладательницей солидного состояния. Ей уже не нужны были сильные покровители, ибо на ее верфях строились первоклассные корабли, способные преодолеть тысячи миль. В то время даже Венеция опасалась влиятельной морской соперницы.
Средиземноморское могущество Генуи во многом связано с семейством Дориа. Другой ее сын, Христофор Колумб, не найдя поддержки в своем отечестве, отправился на поиски заокеанских земель под флагом Испании. Швартуясь у неведомых берегов, генуэзец даже не предполагал, что своими открытиями лишает “родную мать” известной доли влияния, а следовательно, и дохода. Но властная морячка выдержала и это испытание судьбы, надолго сохранив свое высокое положение в глазах европейского общества. Только в 1746 г., впервые за несколько столетий, Генуя стала заложницей Австро-Венгерской империи. Затем ее забрали в гарем самого Наполеона Бонапарта, а после низвержения французского диктатора в 1814 г. отдали в распоряжение Сардинии. И только после объединения Италии Генуя вновь получила независимость, став столицей одной из областей молодой страны.
В Генуе родились: Кристофор Колумб (1451-1506 гг.), Андреа Дориа (1466-1560 гг.), Алессандро Маньяско (1677-1749 гг.), Николо Паганини (1782-1840 гг.), Джузеппе Маццини (1805-1872 гг.), Гоффредо Мамели (1827-1849 гг.).
Столица моря и холмов
Прекрасная Генуя всегда служила предметом почитания для многих знаменитых путешественников. Кто-то оставался под впечатлением портовых гаваней, кому-то запали в душу извилистые средневековые улицы, пропахшие рыбой, а
иные лишились сна, увидев великолепные дворцы и парки приморского города.
Может быть, наиболее точно образ Лигурийской красавицы выразил немецкий
поэт Генрих Гейне в 1829 г.: “Город построен на скале, у подножия гор,
амфитеатром окруживших и как бы обнимающих гладь дивного морского залива.
Сама природа подарила Генуе прекрасную и безопасную гавань для стоянки
кораблей”. Правда, со временем этот амфитеатр разросся вдоль берега на 37
км. Вглубь материка развитие происходит не так активно, мешают альпийские
предгорья, достаточно близко подступающие к заливу.
Площадь исторического центра города составляет 4 кв. км, он самый большой
в Европе. Не так уж просто в этом обилии старины выделить главное ядро,
вокруг которого бурлит жизнь столицы Лигурии. Начнем с площади Банков
(Piazza Banchi) – хотя бы потому, что вплоть до XVIII в. именно она
считалась торгово-политическим и светским центром Генуи. Самое интересное
здание на площади – Лоджиа дей Мерканти (XVI в.), здесь в XIX в. была
открыта первая в Италии товарная биржа.
От площади Банков по улице Сан Лука (via San Luca), а затем по улице Сан
Лоренцо (via San Lorenzo) можно дойти до главного городского собора Сан
Лоренцо. Официально постройка датирована 1118 г., но по легенде этот собор
основал в III в. сам св. Лоренцо. Существует любопытная версия того,
почему генуэзцы избрали покровителем своего города именно св. Лаврентия
(san Lorenzo). Говорят, что этот древнеримский архидьякон, принявший в 258
г. мученическую смерть на жаровне, обычно изображается на иконах с
деньгами в руках – возможно, именно таким образом великомученику удалось
подкупить прижимистых жителей Генуи.
Храм, который можно увидеть сегодня, лишь результат очередной перестройки
XIII в. Над созданием его внешнего облика трудились французские зодчие,
задумавшие сотворить его по образу и подобию знаменитых готических соборов
Шартра и Руана, но в благородное дело вмешалась чисто лигурийская
непосредственность, так что сооружение получилось хоть и внушительным, но
удивительно легкомысленно-полосатым. Общее мажорное настроение несколько
ослабевает, стоит лишь взглянуть на барельефы, изображающие казнь св.
Лаврентия. Согласно преданию, когда святого поджаривали на раскаленной
решетке, он сказал своим мучителям: “Один бок поджарен, переверните меня и
ешьте”. Сюжеты мучений высечены с удивительным правдоподобием, типичным
для готического искусства.
Главной достопримечательностью собора Сан Лоренцо является капелла св.
Иоанна Крестителя, в которой хранятся останки двоюродного брата Иисуса
Христа. Генуэзцы очень гордятся тем, что их воинственным пращурам удалось
вывезти мощи святого во время очередного Крестового похода. По этой
причине пришлось срочно лишить покровительственных полномочий св.
Лаврентия и передать его права на патронаж города св. Иоанну.
Пройдя дальше по улице Сан Лоренцо, попадаем на площадь Маттеотти (piazza
Matteotti). Сюда выходит главный фасад дворца Дожей или Герцогского дворца
(palazzo Ducale). Это огромный комплекс сооружений, занимающий площадь 35
000 кв. м, когда-то служил резиденцией правительства Генуэзской
республики. После того как в 1339 г. Симон Бокканегра был избран дожем,
статус дворца был изменен соответственно званию главы городского
управления. После мучительной десятилетней реставрации, которая
закончилась в 1992 г., в этом здании открыли Дворец Культуры (palazzo
della Cultura). В настоящее время в огромных залах и внутренних двориках
Дворца устраиваются самые крупные выставки в городе.
Не меняя направления, продолжим путь по уютной средневековой улице Порта
Сопрана, которая приведет нас к одноименным воротам (porta Soprana). Эти
двухбашенные врата – лишь часть крепостной стены XII в., некогда служившей
надежной защитой для Генуи и ее обитателей. Слева, по ходу движения, в
окружении молодых деревьев белеют колонны галереи Сант’Андреа
(sant’Andrea), датированные XII в. В хорошую погоду здесь любят отдыхать
местные жители и особенно туристы. Сразу за галереей приютился неприметный
домик, полностью увитый плющом. Не пропустите это странное трапециевидное
сооружение, ибо именно здесь в 1451 г. родился первооткрыватель Америки
Христофор Колумб. Единственным жилым фасадом с дверью домик Колумба
выходит на площадь Данте (piazza Dante) – современную площадь, от которой
во все стороны разбегаются лучами транспортные магистрали.
От дома великого путешественника по улице Данте (via Dante) несколько
минут ходьбы до площади Феррари (piazza Ferrari).
Пожалуй, именно эту
площадь разумнее всего выделить как “сердце” современной Генуи. В центре
пространства пульсирует большой фонтан, обдавая алмазными брызгами
неосторожных прохожих. В глубине площади, сразу за бронзовым монументом
Джузеппе Гарибальди расположен главный городской театр Карло Феличе
(teatro Carlo Felice), построенный в 1828 г. по проекту главного
генуэзского градостроителя Карло Барабино. Во время Второй мировой войны
театр был почти полностью разрушен бомбежками союзных войск, но затем
восстановлен.
В каждом городе есть одна улица, которая так или иначе выделяется среди
других. В Генуе подобная улица носит имя великого борца за объединение
Италии Джузеппе Гарибальди (via Garibaldi). Поклонники города, с легкой
руки мадам де Сталь, называют ее “Королевской улицей”. Прокладка этой
трассы началась еще во второй половине XVI в., но прежде были проведены
специальные аукционы, на которых за право обладать участком под застройку
боролись самые богатые фамилии Генуи. Дело кончилось тем, что все земли в
этом престижном и новом (по тому времени) районе достались лишь пяти
семействам. Из множества дворцов по улице Гарибальди особого внимания
заслуживают два из них: дворец Россо (palazzo Rosso) и дворец Бианко
(palazzo Bianco), в которых размещены богатейшие коллекции живописи.
Для того чтобы посетить все генуэзские дворцы и осмотреть все музеи,
потребуется не один день. Но даже если время ограничено, постарайтесь хоть
ненадолго заглянуть в Королевский дворец (palazzo Reale), что на улице
Балби (via Balbi). Такое название улица носит неслучайно – в начале XVII
в. представители семейства Балби построили здесь сразу семь прекрасных
резиденций. Правда, одна из них была перестроена во второй половине того
же века архитектором Карло Фонтана специально для королей из Савойской
династии.
Чтобы по-настоящему увидеть Геную, мало прогуляться по ее историческому
центру. Не жалейте времени, поднимитесь на лифте или фуникулере (piazza d.
Portello) на один из холмов, окружающих город, и вашему взору откроется
совсем другая Генуя. Столица Лигурии не вписывается в однозначное
определение – она, как истинная женщина, многолика и непредсказуема, в ее
объятиях каждый сможет отыскать то, что искал всю жизнь – простоту и
роскошь, изысканность и вульгарность, благодетель и порок. Генуя – это
зеркало жизни, поэтому каждый видит ее отражение по-своему.
Что посмотреть
Аквариум – самый крупный аквариум в Европе (архит. Ренцо Пиано). Выходной день – понедельник. Тел. 248-1205.
Порт – самый большой в Италии.
Палаццо Дукале. Выходной день – понедельник. Вход бесплатный. Тел. 562-440.
Галерея Королевского дворца. Выходной день – понедельник. Тел. 206-852.
Галерея Палаццо Бьянко. Выходной день – понедельник. Тел. 291-803.
Галерея Палаццо Россо. Выходной день – понедельник. Тел. 282-641.