“Без Бога – не до порога, ” – так говорили верующие люди в старину и так говорят сегодня те, кто ценит благословение такого особенного места как жилище, помещения для труда, места, где проходит большая часть жизни человека.
Будни и праздники, радость и печаль, работа и отдых – это всё переживаем в доме. Дом даёт защиту от невзгод природы, сплачивает людей, удерживает в единстве. Дом первый страдает от разных опасностей – видимых и невидимых. Поэтому жилище верующих людей должно быть крепким, хорошо построенным, а самое главное – благословенным и защищенным Богом.
Другая важная причина освящения дома (жилища) – это то, что освящённые места всегда считались особенными местами, потому, что чувствовалось особое присутствие Бога. Кроме физической жизни есть ещё и духовная, поэтому жилище должно стать также и местом нашего освящения и обретения Божьего Царства. Опыт показывает, что верующие люди ценят освящения и после молитвы совсем по-другому понимается отношение к жилищу.
Что должно быть и в какой последовательности?
И так, перед тем, как жить в жилище, хозяин должен пригласить священника, чтобы благословить начало жизни в новом или обновлённом доме, чтобы вместе попросить в молитве Господней защиты для этого дома перед разными несчастьями, чтобы дарил земные и духовные блага, и достаток во всём. Потом, во время Иорданских посещений, священник наведывается с освящённой водой и совершает молитву на благословения дома и всех проживающих. Целью таких посещений является встреча с жителями дома, чтобы ближе познакомиться и узнать их жизнь, а для хозяев – возможность пообщаться со священником. Священник молится с семьёй и, окропляя Иорданской водой, творит обновление начального освящения. Поэтому, прежде всего, следует освятить дом и потом, в следующие годы, приглашать священника для Иорданского благословения.
Первое освящения помещений.
Освящение дома должно, быть первым благословенным в жилищах верных, которое проводится священником особенными молитвами, окроплением освящённой водой и помазанием. В день освящения необходимо привести дом, квартиру или другое помещение в должный вид. Следует выбрать место, где будет совершаться Богослужение и там приготовить столик с чистой скатертью. На столе должна быть икона, крест, 2 свечи по бокам столика, блюдечко с несколькими каплями постного масла, список имён тех, кто проживает и наведывается в жилище, а также для каждого присутствующего должны быть свечи, которые можно взять в храме. Приготовьте, если будет необходимость, посуду для святой воды. Кое – кто ставит также хлеб и соль.
В молитвах есть упоминание о самом доме, о тех, кто живёт в нём, обо всех вещах, что находятся в нём. При чтении псалмов обращается внимание на важность Господнего благословения.
Сами обряды несут в себе видимый знак невидимого Божьего благословения, которое проявляется в освященных видимых знаках: воде и масле постном. Священник во время Богослужения просит хозяина дома со свечой пройти по всем комнатам, а сам вслед за ним окропляет святой водой, которую принес с собой, или же освятит перед началом служения. После этого служитель будет помазывать святым маслом (постным) на четырёх сторонах помещение, где уже должны быть намечены изображения креста карандашом или же наклейкой. Это видимый символ Господней опеки против врагов, видимых и невидимых, защита и благословение, знак нашего спасения и твердости веры.
Когда звучат слова освящения, верные зажигают свечи и делают знак благословения над знаком святого креста, что помазывается священником святым маслом. Следует продумать раньше, где должны быть нанесены эти крестики и приготовить их перед Богослужением. Место расположения крестиков зависит от желания хозяев и условий: кто – посредине, а кто – сбоку. Лучше, чтобы они были на видном месте. Помним, что это также проявление нашей христианской веры. Освятив четыре стороны жилища, все возвращаются к месту молитвы и слушают чтение «Евангелия про Закхея», где есть упоминание о приходе Иисуса в дом грешного человека, который покаялся и изменился.
Так и каждый из людей, познавши Божью любовь, которая принимает всех, и праведных и грешных, решает измениться в лучшую сторону.
Должны помнить, что освещение – не какое – то автоматическое, магическое действие. Последствия благословения зависит от того, насколько те, что выпрашивают это благословение, желают праведной жизни, насколько хотят исполнять Божью волю и полагаться на неё. Благословение нужно поддерживать своей ежедневной молитвой и благочестивым поведением в освящённом доме. Огради, Боже, дом этот и всех, кто проживает в нём.
После проповеди и слов поучения, священник призывает к молитве за всех проживающих и за тех, кто посещает это жилище. Во время этении, когда звучат 3 раза: “Господи, помилуй”,- зачитывается список имён, приготовленный заранее. По окончании Богослужения и завершающего благословения поют “Многолетие”. Некоторые из служителей во время освящения также использует кадение ладаном, конечно если это позволяют возможности и условия.
Несколько советов: освятить помещения можно в любой день и в любое время, когда это будет удобно вам и священнику. Необходимо заранее согласовать время и объяснить адрес проживания. Для активного участия верных следует согласовать язык, на котором будет совершаться Богослужение. Лучше заранее приготовить место молитвы и хорошо рассчитать время, чтобы не было спешки или накладок. Продолжительность Богослужения приблизительно 30 минут. При этой возможности можно освятить иконы или другие религиозные вещи, которые нужно положить на столик для молитвы.
Кто желал бы сделать пожертвование, пусть помнит, что это добровольное дело и делается исходя из возможностей семьи, как проявление благодарности и материальной поддержки.
Поощряется также приступить к св. Причастию, чтобы начать жизнь в этом жилище с чистой совестью и в ласке Божьей.
Когда молитвы окончены, по обыкновению, хозяева дома приглашают всех присутствующих на скромную праздничную трапезу (это приглашение поделится общей радостью). Такое принятие гостей не должно быть обременительным ни для хозяев, ни для приглашённых.
Помните, что посещение священником вашего дома – прекрасная возможность для всей семьи, соседей, чтобы собраться вместе для совместной молитвы со священником, а также, чтобы встретиться в близком кругу и затронуть интересную и полезную тему для беседы, чтобы духовный пастырь смог дать ответ на духовные вопросы, разъяснить церковную жизнь. Может быть, для кого-то это будет возможностью познакомиться лучше со священником и сделать важный шаг в духовной жизни, на который не решался при других обстоятельствах.
На русский язык перевела Воротинцева Валентина